Небольшой портовый город Флипорт (штат Техас), где на берегу Мексиканского залива находятся одни из старейших нефтяных терминалов страны для приема импортной нефти, может сыграть ключевую роль в возрождении Америки как мирового экспортера углеводородов.
Экспорт нефти и нефтепродуктов из США
Именно здесь нефтеперерабатывающая компания Philips 66 создает новую инфраструктуру для экспорта сжиженного нефтяного газа (СНГ) и сжиженного природного газа (СПГ) общей стоимостью $3 млрд. Чуть западнее, в городах Корпус Кристи и Сабине Пасс (на границе штата Луизиана), компания Cheniere Energy инвестирует $30 млрд в строительство двух заводов по производству СПГ. Все это говорит о кардинальном повороте в энергетическом секторе США.
Нефтяные терминалы Флипорта были построены для приема зарубежной нефти, в то время когда расцвет американской нефтегазодобывающей промышленности уже закончился. До сих пор живы воспоминания о длинных очередях автомобилей у заправочных станций во время нефтяного кризиса в 1970-х гг., что в итоге и заставило политиков и общественность Америки задуматься о целесообразности экспорта углеводородов.
Почти полный запрет на экспорт сырой нефти был введен в 1975 г.; СПГ можно продавать без получения разрешения только тем странам, с которыми у США существует договор о свободной торговле. Американцы до сих пор уверены, что сохранение углеводородов у себя дома гарантирует низкие цены и надежные поставки, отмечает британский журнал The Economist.
Между тем американские компании уже сегодня поставляют довольно большие объемы энергоресурсов за границу. США являются крупнейшим в мире экспортером нефтепродуктов, таких как дизель, бензин и авиационное топливо (керосин). Будучи нетто-экспортером угля, страна в этом году также станет нетто-экспортером природного газа.
Объемы американского экспорта СНГ морским транспортом уже превзошли показатели многих крупных арабских производителей, а к 2020 г. страна обойдет Катар и станет крупнейшим в мире экспортером сжиженного газа, прогнозирует консалтинговая фирма IHS.
Существует несколько причин нынешнего бума, среди которых низкая цена на уголь и резкий скачок добычи нефти и газа с использованием таких технологий, как гидравлический разрыв нефтяного пласта (фрекинг) и горизонтальное бурение сланцев.
Появление на внутреннем рынке более дешевой нефти и газа помогло американским нефтеперерабатывающим заводам, несмотря на всю их неэффективность, увеличить производство и поставки на экспорт нефтепродуктов, которые успешно конкурируют в различных регионах мира, включая Европу.
Между тем, Америка уже сегодня экспортирует сырую нефть, хотя это нигде не афишируется. А происходит это с помощью свопов, когда экспорт нефти балансируется таким же объемом импорта. Закон позволяет подобный обмен на основе принципа “выгода и эффективность”.
Большое количество американской сырой нефти обменивается на канадскую. Совсем недавно мексиканская государственная нефтяная компания Pemex обратилась в Министерство экономики США за разрешением на импорт 100 тыс. баррелей в день американской легкой нефти в обмен на более тяжелые сорта «черного золота».
Увеличение экспорта легкой нефти может быть спасательным кругом для сланцевых производителей, чей бизнес довольно сильно пострадал из-за резкого падения цен. Значительная часть сланцевой нефти относится к легким сортам, при этом американские нефтеперерабатывающие заводы в основном имеют оборудование для переработки тяжелых сортов (наследие многолетнего импорта из Латинской Америки и Персидского залива).
С чисто формальной точки зрения линия между легкой нефтью и переработанным продуктом не очень четкая. Когда нефть «стабилизирована» (производится нагрев для безопасной транспортировки по трубе), то ее формально можно считать переработанным нефтепродуктом, а значит и пригодным для экспорта. Власти также исключили из запретного списка сверхлегкую нефть, или конденсат.
Разрешение на экспорт сырой нефти стимулировало бы добычу внутри страны, что поможет местным нефтедобытчикам. Это в свою очередь увеличит объем нефти на мировом рынке и приведет к снижению цен. Разумеется, это уменьшит прибыль нефтеперерабатывающих заводов, но будет благом для потребителей во всем мире, включая американских автолюбителей, цена на бензин для которых определяется глобальным, а не местным рынком.
|